ateist66 (ateist66) wrote,
ateist66
ateist66

Categories:

Ледокол Красин, красная палатка, Нобиле и многие другие

"Потому, что как поэма – заливное из Мальмгрена."

580x380_7c4AhbqBFI68C8VpJ9o6

Итак, ледокол Красин. В настоящее время стоит на причале у набережной Лейтенанта Шмидта. Очень важно, что построенный почти век назад корабль имеет все необходимое оборудование и сертификат Морского регистра, разрешающий эксплуатацию ледокола. Ветеран готов выйти в море.
Построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916—1917 году корабль получил красивое имя "Святогор".

И выглядел так:

580x380_GJG8d8R0U39C2J6S3Z8U


В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина. В 1899 году был построен по проекту адмирала С.О Макарова знаменитый ледокол "Ермак", но его совсем не хватало для обеспечения работ в Арктике. В 1911 году по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано ТЗ, но денег не было.
Во время Первой мировой возникла острая необходимость обеспечения зимнего провода судов в Архангельск, ставший к тому времени важнейшим внешнеторговым портом России. Генеральный штаб решил построить два небольших ледокола, но специалисты Главного морского управления настояли на постройке одного мощного. Эту идею поддержал морской министр И. К. Григорович: "Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно".

Ледокол "Святогор" даже превосходил предшественника по техническим параметрам. В январе 1916 года был сделан заказ английской фирме "Армстронг, Витворт и Кo", и уже 3 августа ледокол был спущен на воду. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота.

Тяжкая судьба постигла ледокол в 1918 году. Во время интервенции для преграждения пути англичанам в Архангельск было принято решение затопить "Святогор" поперек русла Двины. Вместо затопления его ухитрились посадить на мель. И англичане, после захвата Архангельска подняли корабль с мели. По распоряжению Временного правительства корабль был передан англичанам безо всяких документов.

В 1920 году во льдах Карского моря был затерт российский ледокольный пароход "Соловей Будимирович". На его борту находились члены так называемой, "хлебной экспедиции". 85 человек, в том числе женщины и дети оказались на грани голодной смерти. Советское правительство было вынуждено обратиться к Великобритании с просьбой сдать в аренду самый мощный на тот момент ледокол в мире — "Святогор". Под командованием норвежца Отто Свердрупа, бывшего капитана легендарного "Фрама" и личного друга Фритьофа Нансена "Святогор" успешно выполнил спасательную операцию.

В декабре 1921 года советское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. За 375 000 фунтов в 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен.

В 1928 году ледокол прославился на весь мир. В это время идет бурное развитие воздухоплавания. Итальянский инженер Умберто Нобиле строит в 1926 году дирижабль "Норге" с целью организовать экспедицию к Северному полюсу. Научным руководителем был назначен Руал Амундсен. Но между ними возникли разногласия. Желавший опередить Амендсена Нобиле в 1928 году строит новый дирижабль "Италия" и отправляется 11 мая на нем в собственную экспедицию. К сожалению экспедиция потерпела неудачу. Дирижабль пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Сам Папа Римский Пий XI благословил участников на этот исторический полет. При прощании с экспедицией, он вручил аэронавтам дубовый крест, который и был сброшен при перелете над самой северной точкой Земли. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. Высадить исследовательскую группу на лед не позволили погодные условия. После покорения Северного полюса, "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней.

580x380_zxrAB63L6EZyaE8hwLv2

Дирижабль Италия

Не долетая 100 километров до Шпицбергена, корабль стал терять высоту. Возникла утечка газа, дирижабль потерял управление и стал стремительно снижаться. Корма дирижабля с силой ударилась о ледяную поверхность. От этого удара мгновенно погиб моторист Помела, а Нобиле, Мальмгрен и механик Чечони получили тяжелейшие травмы. Гондола разломилась на две части, оболочка дирижабля взмыла в небо с шестью человеками на борту. Их судьба неизвестна до сих пор. А девять человек оказались в ледяном плену. При крушении на лед выпало 170 кг продовольствия из НЗ, коротковолновая аварийная радиостанция, и некоторые вещи, жизненно необходимые для выживания в экстремальной ситуации. Одной из таких вещей стала т.н. "красная палатка". Для того, чтобы с воздуха было ее заметно, обычную палатку облили красной аварийной краской. Со временем эта палатка стала символом помощи и поддержки лагерю экипажа "Италия" со стороны всего международного сообщества.
Группа из трех человек во главе с Мальмгреном отправилась пешком к Шпицбергену в надежде встретить охотников. Двое выжили, а сам Мальмгрен погиб при загадочных обстоятельствах.

"Утром 12 июля «Красин» добрался до места, указанного Чухновским, и забрал на борт Мариано и Цаппи. По словам выживших итальянцев, примерно за месяц до того как их обнаружили, Мальмгрен не смог идти от истощения и попросил, чтобы те оставили его умирать и шли дальше. Таким образом, Чухновский не мог видеть Мальмгрена 11 июля. Предположительно, он принял за человека лохмотья, из которых были сложены слова «Help, food. Mariano, Zappi» (англ. Помогите, еда. Мариано, Цаппи). При этом, по сообщению Самойловича и других очевидцев, на Цаппи были тёплые вещи Мальмгрена и ещё комплект или два одежды и обуви, надетые один поверх другого. На Цаппи было исподнее, куртка, две толстых теплых рубахи, трое штанов, две пары шерстяных носков, две пары кожаных мокасин.
Сам Цаппи был бодр, он находился в приличном, для таких обстоятельств, физическом состоянии и, что было большой неожиданностью для врача, имел плотно наполненный кишечник. Напротив, Мариано был полураздет, он имел вязаную рубаху, куртку, исподнее, одни суконные штаны, не имел шапки и обуви, на ногах имел только шерстяные чулки. Мариано был истощён, обессилен и обморожен. Он лежал на обрывке одеяла и, по мнению судового врача, мог умереть, не приди помощь еще 10-12 часов.
Такое состояние спасенных вызвало в экипаже ледокола антипатию к Цаппи, так как складывалось устойчивое впечатление, что Цаппи обирал своего напарника. Через несколько дней Мариано ампутировали обмороженную ногу. Всё это стало причиной появления версий (не имеющих, впрочем, сколь-либо существенных доказательств) о каннибализме Цаппи: якобы его хорошее физическое состояние, особенно по сравнению с Мариано, объяснялось тем, что он питался мясом с тела Мальмгрена."

Оставшейся группе удалось наладить аварийный передатчик и весь мир узнал о трагедии. Была организована первая в мире международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв.
Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Умберто Нобиле, узнав о гибели ученого, нашел в себе мужество сделать публичное признание: "Он победил меня…"

Umberto_Nobile_NYWTS

Умберто Нобиле и его собака Титина

Шведский летчик Лундборг сумел приземлиться и вывез Умберто Нобиле с его собакой. По моему мнению, это не делает чести капитану, покинувшему свой экипаж. (Выше было написано, что Нобиле был серьезно ранен, посему не разделяю мнение автора). Второй раз Лундборг разбил самолет и остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Их спас единственный корабль, который сумел пробиться во льдах – ледокол "Красин". Экипаж ледокола спас семерых участников экспедиции и 19 июля в заливе Кингсбей острова Шпицберген передал их на борт судна "Читта де Милано".

Красный Север 1928 Четверг 28 июня № 148 (2735)

В 1969 году М.К. Калатозов снимает советско-итальянский фильм "Красная палатка". Он посвящен трагедии экспедиции Умберто Нобиле. В фильме снимались Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрий Соломин, Юрий Визбор, Леонид Каневский и другие замечательные актеры. В частности Никита Михалков. Музыку написал Эннио Морриконе (для итальянского) и Михаил Зацепин (для советского). Роль "Красина" сыграл не менее известный ледокол "Сибиряков". Визбор написал к фильму песню, которую поют аэронавты на льдине, но любил исполнять более фривольный ее вариант.

На обратном пути "Красин" оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. 24 августа ледокол вновь вышел в Арктику, теперь уже на поиски самолета Р. Амундсена. 7 сентября он достиг точки с координатами 81º47’ с. ш. и 20º30’ в. д., установив рекорд свободного плавания во льдах. На мысе Ниль экипаж водрузил Государственный флаг СССР. 5 октября 1928 г. "Красин" вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали жители не только нашего города, но и всей страны. Членам экипажа были вручены награды, а ледокол был награжден орденом Трудового Красного Знамени, первым из судов торгового флота.

580x380_GLC4ttIiN7uDC3J1k4Z8

Ледокол Красин зажат льдами 1937


В 30-е годы ледокол вел научную деятельность в Северном Ледовитом океане в составе Научно-исследовательского института по изучению Севера, а с 1930 года Всесоюзного Арктического института. Руководство экспедициями осуществляли всемирно известные ученые: В.Ю.Визе, Р.Л.Самойлович, Н.И.Евгенов, О.Ю.Шмидт. Водил торговые караваны через Карское море. В 1932 году он спасает ледокольный пароход "Ленин", на борту которого находились 120 членов команды, в Печерском море.
Осваивался Северный Морской путь. В 1932 году его впервые в истории за одну навигацию преодолел ледокольный пароход "А. Сибиряков". В 1933 году этот путь планировалось пройти в те же сроки пароходом "Челюскин". Ледокол направился на ремонт в Ленинград. Здесь стало известно, что "Челюскин" был раздавлен льдами Чукотского моря. "Красин" одним из первых устремился на спасение. Ледокол отправился на Дальний Восток через Северную Атлантику, Панамский канал, Тихий океан. Переход ледокола, приспособленного для плавания во льдах, через два океана, а это 13 тысяч миль, осуществился всего за семь недель. Средняя скорость составляла 10,7 узла, что являлось своеобразным мировым рекордом для судов такого типа. Командовал рейсом П.А. Пономарев, впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола "Ленин".

580x380_D7h5l6FleUkDCAa0n52q

Красин Челюскин

Но помощь "Красина" не понадобилась: пленников Арктики вывезли из ледового лагеря отважные советские летчики. Так он поменял порт приписки на Владивосток.

С началом Великой Отечественной войны и образованием антигитлеровской коалиции возникает вопрос о помощи СССР со стороны Англии и США, "лендлизе". Наиболее удобным был путь северных конвоев. Ледокол "Красин", которого война застала на Дальнем Востоке отправился в обратный путь. Через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику он дошел до Англии, где присоединился к Северному конвою PQ-15. Благополучно прибыв в Мурманск всю войну ледокол занимался сопровождением Северных конвоев. В 42-м году за одним из конвоев охотился "карманный линкор" "Адмирал Шеер", но конвой счастливо избежал встречи с рейдером. В конце 43-го ледокол вернулся на Дальний Восток, где занимался проводкой судов вплоть до 1950-го года.

580x380_PLcq415934gf9y808LNc

Ледокол Красин в бухте Коэлсби


Затем возвращается в Мурманск, где работает до 1956-года. В 1956 году он отправляется в г. Висмар (ГДР), где проходит модернизацию. Вместо 10 угольных котлов на него ставятся 4 мазутных, надстройка увеличивается и приобретает современный вид, устанавливается новое оборудование. Работает на проводке до 1972 года, когда он был передан Управлению Севморгеология, в котором он использовался в качестве плавбазы для обеспечения полярных экспедиций.
В конце 1980-х "Красин" был приобретён Всесоюзным обществом "Знание" и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
В 1976 году имя "Красин" было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток.

Источник: http://blog.fontanka.ru/posts/146333/ дополненный.
Tags: былое, история
Subscribe
promo ateist66 march 22, 2018 20:50 9
Buy for 100 tokens
Жена, придя с работы, огорошила вопросом: Ты заешь, что такое "копра"? Отвечаю: Да, конечно знаю - сушёная мякоть кокосового ореха. Ну или жук такой есть - копр. Еще есть баба копра. Жена удивилась: А это еще кто? Я объяснил. И добавил, что есть еще одно значение, как бы помягче выразится,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments